Чип-тюнинг BMW E60 525d: так «прошивается» сталь |
|
Что такое чип-тюнинг?
Современный автомобиль – это уже не «кусок железа», а скорее компьютер. Большинство узлов автомобиля уже имеют свои блоки управления. Взаимодействие механики и электроники в автомобиле – это настоящий симбиоз. И нужно отметить, что в последние лет 10 электронная составляющая автомобилей развивается куда стремительнее механической.
Когда-то чип-тюнинг ассоциировался только с «заряженными» японскими автомобилями – такими, как в первом «Форсаже». Но уже сейчас чип-тюнинг настолько широко «шагнул в массы», что «чипуются» абсолютно обычные автомобили. И в Европе, и в Беларуси этот модный тренд уже набрал обороты. Чип-тюнингу прекрасно поддается так распространенный у нас турбодизельный мотор – легко можно добиться 15%-ного прироста мощности и крутящего момента. Это же касается и турбобензинового мотора. Связано это с тем, что наличие турбонаддува позволяет регулировать смесь не только подачей топлива, но и подачей воздуха. Турбомоторы (и дизельные, и бензиновые) имеют намного больший мощностной потенциал, чем атмосферные. Атмосферные бензиновые моторы тоже «чипуются», но результат лучше заметен на моторах большого объема – от 3,5 литров.
Зачем это нужно?
Выбирая BMW E60, хотелось 530d. Тепловозная тяга, огромный крутящий момент, хорошее ускорение с любой скорости, экономичность – вот главные плюсы 6-цилиндрового турбодизеля BMW (впрочем, как и любого другого современного турбодизеля). Но вместо 530d «подвернулся» 525d. Мощность меньше, расход одинаковый. Немного меньше объем – немного дешевле «растаможка», ну а после 1 июля эта разница весьма существенна. И в момент покупки 525d пришла идея ее «чиповать», чтобы не отставать от 530d. Сейчас понимаю, что 530d в моих руках тоже подверглась бы чип-тюнингу, просто потому что всегда хочется иметь автомобиль более мощный, чем уже есть.
Больше мощности хотелось не для гонок со светофоров, не для погони за цифрами, а для того, чтобы автомобилю было легче ехать в обычном режиме. Возможно, при ускорении это позволит АКПП переключаться вниз пореже, так как двигателю будет хватать крутящего момента и на текущей передаче. Обгоны на трассе должны быть увереннее. Да и вообще, всегда хочется большего:). Также после чип-тюнинга обещают уменьшение расхода топлива, что тоже приятно.
С плюсами чип-тюнинга понятно, но знать минусы не менее важно. Самое большое опасение вызывает сокращение ресурса двигателя и связанных с ним узлов – КПП (АКПП), турбокомпрессора, кардана, редуктора, приводов. Если речь идет не о «жестком» чип-тюниге, то есть ожидаемый прирост мощности не более 15%, то показать и доказать повышенный износ деталей из-за чип-тюнинга – задача из невозможных, особенно для б/у автомобиля. Кроме того, все узлы автомобиля, как правило, имеют хороший запас прочности. Поэтому в вопросе ресурса я принял сторону одного моего знакомого, который говорит: «Если у тебя есть голова – ты не урежешь чипованную машину, если нет – урежешь и нечипованную». Поспорить с этим трудно.
Где сделать чип-тюнинг?
На сегодняшний день предложений по чип-тюнингу в Минске хватает, ехать в Вильнюс или в Москву не нужно. И уровень чип-тюнинга в Беларуси таков, что сюда зачастую приезжают россияне, так как у нас эти услуги стоят дешевле (разница особенно ощутима на дорогих автомобилях). Примечательно, что значительная часть предложений – от «гаражников». Это неудивительно, учитывая специфику белорусских СТО. И не нужно думать, что «гаражная СТО» – это всегда плохо, качественная разница с официальной СТО есть не всегда. Но в вопросе программирования «мозгов» недешевого автомобиля, тем не менее, хотелось чего-то официального, надежного, опытного, гарантий того, что хотя бы не станет хуже, чем было. И выбор сам собой пал на chip-tuning.by (Автотерапия). Специализация у них узкая, а спектр применения «чипа» – широкий (к примеру, «чипуют» даже грузовые Mercedes-Benz, для которых повышенная мощность и меньший расход – не прихоть владельца, а необходимость и средство сокращения затрат). На момент выбора СТО по чип-тюнингу я даже не подозревал, почему выбор именно Автотерапии был верным. А верным он был, т.к. Автотерапия имеет единственный в Беларуси диностенд (стенд для измерения мощности и крутящего момента двигателя). Кроме того, у меня было желание одновременно с чип-тюнингом избавиться от сажевого фильтра.
Зачем нужен и не нужен сажевый фильтр?
Если вы еще не знаете, сажевый фильтр придумали автопроизводители в Европе, когда в 2004 году их ужали нормами выхлопа Евро-4. Он представляет собой керамический блок с мелкоячеистой структурой, который расположен после выпускного коллектора и служит для задерживания и дожигания сажи. Есть мнение в российском Интернете, что сажа по сути никуда не исчезает, а точно так же выходит в атмосферу, только в более мелком виде. И более мелкая сажа еще более
опасна для окружающей среды и человека ввиду ее хорошей проникающей способности. Увы,
|
График зависимости противодавления на выпуске от оборотов двигателя |
документальных доказательств этому нет. Зато есть факты, что забитый сажевый фильтр наносит
значительные повреждения двигателю. Например, интенсивный износ деталей мотора, в частности цилиндро-поршневой группы, из-за слишком большого противодавления на выпуске.
Автомобили BMW имеют функцию «регенерации» (самоочистки) сажевого фильтра, однако с нашим дизельным топливом сажевые фильтры все равно долго не живут. Способствует выходу из строя сажевого фильтра и езда в городских условиях. В общем, рано или поздно настанет тот момент, когда сажевый фильтр нужно будет просто поменять на новый. Цена – до 3000 евро. Если же нет желания покупать такую дорогостоящую деталь, которая может прослужить совсем недолго в наших условиях, сажевый фильтр можно удалить.
Удаление должно быть как физическим (исключить его из выхлопной системы), так и программным (чтобы автомобиль знал, что теперь сажевого фильтра нет), иначе мотор не поймет, почему противодавление на выпуске снизилось, и будет выдавать ошибки.
Состояние сажевого фильтра определяется показателями противодавления на выпуске, которые должны быть в допустимых пределах. Эти показатели в моем автомобиле были в норме, и сажевый фильтр решили оставить.
Процесс чип-тюнинга
Итак, имеем BMW E60 525d 2004 года, в котором с завода мощность 177 л.с. и крутящий момент 400 Н*м. Чип-тюнинг обещает 207 л.с. (+30) и 460 Н*м (+60). Неплохо. Наверное, это самый массовый вариант «чипа». Во-первых, он наиболее безобиден для автомобиля. Во-вторых, он не требует модификации узлов автомобиля, как то замена турбокомпрессора на более производительный, интеркулера на больший по размеру и т.д. И результат виден сразу после перепрошивки.
Первый этап чип-тюнинга – подготовительный. Необходимо выполнить компьютерную диагностику двигателя, чтобы убедиться, что он полностью исправен. Ведь неисправность может не позволить автомобилю развивать полную мощность как со стандартной прошивкой, так и с «чипованной».
Диагностический прибор LAUNCH умеет читать большинство современных автомобилей.
Диагностика автомобиля показала безобидную,
казалось бы, ошибку подогревателя лямбда-зонда (датчика кислорода).
Критических неполадок не выявлено, поэтому можно переходить к замерам
мощности автомобиля на диностенде до «чип-тюнинга» (со стандартной прошивкой).
На диностенде автомобиль разгоняется до 260 км/ч, в процессе разгона измеряются
мощностные показатели, за это время автомобиль «проезжает» по диностенду около 20 км
Далее – непосредственно процесс чип-тюнинга. Считывается старая прошивка и записывается новая, с «чипом». Возникает вопрос – как делается модифицированная прошивка? Конечно же, это коммерческая тайна. Специализированные компании занимаются разработкой таких прошивок, а тюнинг-ателье их используют. То есть вам «заливают» не что-то самодельное, а то, что уже применяется на тысячах автомобилей, подобных вашему.
Результат чип-тюнинга покажет диностенд. После очередного замера мощности анализируем полученный мощностной график.
На графике представлена зависимость мощности от оборотов двигателя (2 нижних графика) и крутящего момента от оборотов двигателя (2 верхних графика). Каждая зависимость в 2 экземплярах – «до» и «после» чип-тюнинга. Даже невооруженным взглядом видно, что графики «до» и «после» чип-тюнинга практически одинаковы, расходиться они начинают только после 3500 оборотов в минуту. Кроме того, по верхним графикам видно, что в диапазоне 2500-3700 оборотов в минуту наблюдается «провал» крутящего момента. В идеале зеленый график крутящего момента должен стремиться к красной точечной линии (это заводские характеристики), а синий – еще выше.
Отсутствие прироста мощности – это неприятный сюрприз. Но еще большим сюрпризом оказалось то, что двигатель изначально (до чип-тюнинга) не выдавал заводские характеристики. Это значит, что присутствует неисправность, которая мешает двигателю работать на полную мощность. Вероятно, дело в ошибке лямбда-зонда, обнаруженной ранее. Нужно проводить более детальную диагностику на предмет выявления неисправностей, устранять их и измерять мощность снова.
Искать и устранять неисправности – это отдельная процедура, не входящая в процедуру «чип-тюнинга». Однако ради «спортивного интереса» причину «провала» мощности нашли на месте. Более детальная диагностика показала, что турбина начинает «дуть» правильно только после достижения двигателем 3500 об./мин., а до 3500 об./мин. – один большой «провал». Обратите внимание, что график крутящего момента достигает своего максимума именно после 3500 об./мин., то есть когда турбина выходит на свое правильное давление! Теперь все стало понятно: нет воздуха – нет мощности. Но предстоит разобраться, почему нет правильного «наддува». А это уже другая задача, которую должен решать другой мастер. Автотерапия не чинит автомобили :).
Нужно отдать должное диностенду. Именно он делает процесс «чип-тюнинга» прозрачнее, а результат не голословным. Представьте ситуацию. Вы приезжаете к «гаражникам», платите деньги, они честно выполняют свою работу, вы уезжаете на «чипованной» машине. Но прироста мощности вы не ощущаете! И естественно думаете, что вас обманули. Деньги с вас взяли, а прироста мощности, по вашим словам, нет. И в такой ситуации только диностенд покажет, что прироста действительно нет!
Отрицательный результат – тоже результат. За несколько месяцев эксплуатации автомобиля ни разу не возникло подозрений, что он не развивает полную мощность. Чип-тюнинг – это своеобразный «индикатор здоровья» вашего автомобиля. Хоть пока и не удалось получить прибавку мощности, но польза от чип-тюнинга уже очевидна. Как поедет полностью исправный Е60 с чип-тюнингом – читайте в следующей части.
Павел Кореванов, www.myauto.by |
|
16 декабря 2011 www.myauto.by
Интересная новость? Расскажите друзьям! |
|
|
|
|