Автомобильные рынки Беларуси, России и Украины: итоги 2008 года, тенденции и прогнозы на 2009 год |
|
Автомобильные рынки трех стран, в которых работают отделения холдинга «Атлант-М», в 2008 году показали положительную динамику. И в России, и в Украине, и в Беларуси количество зарегистрированных иномарок увеличилось по сравнению в 2007 годом. Однако приходится констатировать, что мировой финансовый кризис оказал существенное влияние на рост рынков. Четвертый квартал 2008 года очень сильно снизил итоговую цифру, отражающую в процентах прирост рынков.
Рынок Российской Федерации впервые за свою историю превысил порог в 2 млн. иномарок и показал рост в 26,4% по отношению к 2007 году. Всего в РФ было зарегистрировано 2080818 автомобилей. Однако, несмотря на эту внушительную цифру, на фоне бурного роста в предыдущие годы (49-68%) показатель в 26,4% выглядит не очень впечатляюще. То же самое можно сказать и в отношении Украины. Почти преодолев планку в 500 тыс. иномарок, рост рынка стремительно замедлился с 70% в первых кварталах до 27,5% в конце 2008 года.
На этом фоне падение рыночного роста в Беларуси выглядит не таким плачевным: в 2008 году наш рынок иномарок составил 25296 автомобилей, что оказалось больше результатов 2007 года на 43,1%.
Однако без всякого оптимизма надо признать, что итоги 2008 года, похоже, будут повторены и превышены еще очень нескоро. Первые месяцы 2009 года показали просто ужасающие темпы падения автомобильных рынков. Так, в России в феврале доля рынка новых иномарок по отношению к аналогичному периоду прошлого года снизилась на 32%. Однако и на этом отрицательном фоне падение продаж в Украине выглядит еще убедительнее: минус 80% по сравнению с февралем 2008 года.
В Беларуси еще в самом начале года все было более-менее хорошо: по итогам января рынок новых иномарок даже вырос на 23%, однако уже в феврале упал на 10% к цифрам прошлого года.
Каковы же будут тенденции развития рынков на протяжении 2009 года и дальше? Несмотря на то, что в условиях кризиса любые, самые пессимистичные прогнозы могут в итоге ухудшиться, по мнению аналитиков «Атлант-М» ситуация будет развиваться следующим образом. Больше всего пострадает рынок Украины, так как он был «перегрет», и ухудшение экономической ситуации скажется там сильнее всего. К концу года падение количества проданных автомобилей может оказаться не менее 50%, а показатели 2008 года будут превышены не ранее 2013 года. Рынок Российской Федерации ожидает падение на 30-35%, но уже с 2010 года прогнозируется рост, который достигнет уровня 2008 года к 2012 году.
Ситуация на белорусском рынке по сравнению с нашими соседями выглядит предпочтительнее. Так как наш рынок, в отличие от Украинского, был наоборот «недогрет», общее снижение доли в этом году составит 20-25%, причем в будущем возможен достаточно бурный рост. По нашим прогнозам, уже к концу 2010 года количество продаж сравнится с результатом 2008 года. Основанием для такого прогноза могут послужить данные по количеству новых автомобилей на душу населения. По этому показателю Беларусь находится на самом последнем месте из стран Восточной Европы.
|
|
18 марта 2009 www.myauto.by
Интересная новость? Расскажите друзьям! |
|
|
|
|