Новости:
В Беларуси и в мире
Новости автосалонов и автохаусов
Новости СТО
Новости автомагазинов
Скидки и акции
Тест-драйвы
Новое на сайте

Зачем Беларуси и Казахстану менять иномарки на «жигули»?

Российские водители поминают «АвтоВАЗ» неизменно «добрым» словом. Владельцы отечественных иномарок — за качество сборки и запчастей, обладатели иномарок — за переплаченные десятки тысяч рублей из-за астрономических пошлин на иностранные автомобили в России.

Поддержка собственного производителя, в том числе и не совсем популярными «таможенными методами», — практика в мире распространенная. И до поры до времени можно было относиться с пониманием к такой форме поддержки российского легкового автопрома. Но любое терпение имеет предел. И все чаще звучит вопрос: сколько же можно тащить «бегемота из болота»? Вообще, «АвтоВАЗ» — компания крайне загадочная. Работой предприятия недовольны иностранные инвесторы, российское правительство (не производства, а перманентный пожиратель средств господдержки), работники, потребители, дилеры… Все теряют на этом предприятии. Возможно, прежде чем вводить защитные таможенные меры, необходимо разобраться: а кто же зарабатывает на российском легковом автопроме?

Считать урожайность грядок в чужом огороде нескромно. Никогда бы этим и не занимался. Если бы российские чиновники и эксперты не настаивали на переносе своих управленческих проблем на нашу территорию. Целый ряд экспертов упорно утверждают, что в рамках Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана необходимо уровнять таможенные ставки на ввоз легковых автомобилей. И не по нижней планке, а по верхней — российской. И кто от этого выиграет? В России действуют драконовские пошлины на иномарки, а «АвтоВАЗ» так и не поднялся с колен. Более того, в кризис предприятие умудрилось сделать несколько финтов, с трудом объяснимых с точки зрения легальной экономики.

В кризис, когда потребительский спрос падает и проблема не наштамповать товар, а его реализовать, цены падают вниз, «АвтоВАЗ» умудрился сделать свою продукцию… дороже. Даже московские продавцы «лад» и «жигулей» жалуются на дефицит отечественных машин: мол, продали бы и больше, но товара не хватает. Удивительно: в августе «АвтоВАЗ» останавливал зачем-то конвейер. Российский легковой автопром создал беспрецедентный ход: снизил за 9 месяцев 2009 г. производство по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. более чем на 66 % и при этом создал неудовлетворенный спрос!

Странная экономика вырисовывается. Особенно на фоне многочисленных бюджетных инъекций, которые периодически «вкалывают» «жигулям». Возможно, просто кому-то не нужен прибыльный «АвтоВАЗ». Иначе непонятен совершенно неопределенный статус этого предприятия, который постоянно меняется. Вроде бы компания казенная — контрольный пакет акций принадлежит госкорпорации. Но почему тогда подходы руководства предприятия далеки от государственных? Почему вокруг Тольятти происходит какая-то коррупционно-бандитская возня? Про воровство, процветающее на «АвтоВАЗе», ходят легенды. «Несуны» неискоренимы, но пропажи собранных машин, фур с комплектующими — это ни в какие ворота не лезет. Какие бы ни были сильные криминальные группировки, они не могут развернуть столь бурную деятельность без активной поддержки менеджмента и чиновничества. В противном случае силовики за несколько месяцев привели бы в чувство местную преступность. Но пока этого не произошло. Более того, о боевой, в прямом смысле этого слова, работе профсоюзных лидеров в России снимают почти документальные блокбастеры. Адреса профсоюзных офисов держатся в тайне: погромы, избиения, нападения и даже убийства на лидеров рабочих — явление вполне распространенное.

Впрочем, кулачные разборки — только надводная часть айсберга преступности в Тольятти. Возрождение предприятия связывали с приходом на него французских инвесторов: «Рено-Ниссан» вложил в российский завод более миллиарда евро. Надеялись развернуть качественное сборочное производство. Даже завезли сильную команду консультантов. Сегодня из этих специалистов уже никого на заводе не осталось. Да и сама судьба французских активов стоит под большим вопросом. Не удовлетворяя спрос на свои автомобили, завод Тольятти упорно продолжает оставаться в долгах. Но при этом требует очередной государственной поддержки для сохранения рабочих мест. Если деньги в бюджете найдут, то доля государства в уставном капитале увеличится, а иностранная — снизится, блокирующий пакет акций французских инвесторов превратится в обычный и они утратят влияние на управление предприятием. При таком развитии событий эффективность иностранных инвестиций становится еще более сомнительной.

Как бы то ни было, но если элементарно навести порядок в управлении «АвтоВАЗом», то можно производить автомобили, которые будут конкурентоспособны на российском рынке и без заградительных пошлин. Но нет, наводить порядок в легковом автопроме российские чиновники не торопятся. Более того, хотят распространить лоббирование своих производителей на страны —участницы Таможенного союза. Собственных легковушек ни Беларусь, ни Казахстан не производят. Что они получат от повышения пошлин? Не самые дешевые и качественные «жигули»? Придется их покупать и подкармливать российскую коррупцию в Тольятти, а возможно, и в более высоких коридорах власти…

Владимир ВОЛЧКОВ, РЭСПУБЛIКА
26 ноября 2009
www.myauto.by
Интересная новость?
Расскажите друзьям!

Другие новости: